Как заряжать новые АКБ

От автора, продолжаем Новый раздел сайта для авто и бытовой электрики.

Новые автомобильные аккумуляторы (АКБ) — EFB, AGM, GEL, как их правильно заряжать:

 Не так давно столкнулся с зарядкой нового АКБ (новый авто, 2018 г.), разрядился аккумулятор зимой (причина банальная — редко ездил зимой), выяснилось, что старое зарядное устройство не подходить (трансформаторного типа, хоть мощное и авто, но нет повышенного напряжения 16 — 18 В.), т.к. аккумулятор нового поколения с технологией Start-Stop типа EFB/EXIDE 640 A EN/SAE/GS/Spain, т.е. нужен совсем другой подход к зарядки АКБ, а теперь о новых аккумуляторных батареях (далее АКБ), их устройство, как и чем заряжать и т.д.

 

сайт энергетик

Вот так выглядит новоё АКБ типа EFB/EXIDE на моём авто

 Сегодня современный автомобиль — это не просто кусок металла, ведро с болтами и колесами. Современные автомобили набиты электроникой под завязку, и с каждым годом едет усовершенствование механики, электрики и электроники.

  Что значит система «Старт-стоп», это экономия топлива в условиях пробок, система «Старт-стоп» отвечает за автоматический пуск и остановку двигателя, когда водитель нажимает педаль тормоза или отпускает ее. Это позволяет экономить до 0,2 л 100 км при движении в городе. Необходимое условие: аккумуляторная батарея должна обладать особенной устойчивостью к цикличным нагрузкам, т. е. должна сохранять работоспособность в условиях частой зарядки и разрядки, фишка в том, что при остановки, зарядка  АКБ практически отсутствует, а при старте интенсивно заряжает АКБ, такой способ зарядки обычной батареи не подходит, поэтому создана новая линейка АКБ — EFB, AGM, GEL, ниже краткое описание и характеристики этих АКБ:

 

EFB аккумуляторы (Enhanced Flooded Battery – Улучшенная Батарея с жидким электролитом).

   Компания Exide представляет следующее поколение аккумуляторов для легковых автомобилей EFB  — это технология это промежуточная ступень между обычным стартерным АКБ и AGM, где применяется жидкая электрохимическая жидкость.

  Тип батарей Enhanced Flooded Battery (EFB) более устойчив к глубоким разрядам и способен лучше восстанавливается (читать «меньше подвергаться оплыванию активного вещества»), они способны лучше переносить форсировано-ускоренно заряды. То есть, чтобы зарядить такую батарею, посаженную в ноль, достаточно дать ей значительный ток, и в течении нескольких часов она придет в полный порядок.

EFB — это улучшенная свинцовая АКБ, в которых применяется жидкий электролит. Пластины изготовлены также из свинца (они массивнее, чем у обычных аккумуляторов), каждая пластина завернута в специальный «пакет» из микроволокна. Этот пакет постоянно пропитан электролитом и плотно прилегает к активной поверхности. Также он защищает поверхность от негативных последствий, таких как сульфатация пластин, которая возникает при глубоких разрядах. У EFB электролит такой же жидкий, как и обычных стартерных АКБ, однако его меньше, а сами пластины, как сказано выше, находятся как бы в конвертах.

Где применяется EFB, изначально такие АКБ разрабатывались для системы «старт – стоп» (Start-Stop), сейчас в Европе это проблема очень актуально. Обычная батарея не сможет держать много стартов в течение дня, а вот технология EFB (ну или более дорогая AGM, о ней позже), запросто. Они очень быстро заряжаются, а поэтому генератор даже при короткой поездки сможет компенсировать потраченную энергию.

Но производители заверяют, что применяемость не ограничивается только автомобилем. Можно применять и в катерах, авто домах, гибридах, электрокарах, даже в альтернативных системах, для накопления энергии. Есть несколько неоспоримых преимуществ. Это устойчивость к глубоким разрядам, быстрый заряд и долгий срок службы.

 

Далее про технологию AGM.

AGM (Absorbent Glass Mat — абсорбирующие стеклянные маты).

  Aккyмyлятop AГM пoявилcя в пpoдaжe нa poccийcкoм pынкe cpaвнитeльнo нeдaвнo. Сoкpaщeниe «AGM» пepeвoдитcя c aнглийcкoгo языкa кaк «пpoклaдкa, oбpaбoтaннaя cтeклoвoлoкнoм» — «Absorbent Glass Mat Battery». Что обеспечивает АКБ бeзoпacнocтную экcплyaтaцию, спocoбнocтью выдepживaть бoльшиe нaгpyзки, а также отличныe пoкaзaтeли мoщнocти.

  Пpи выпycкe AGM-aккyмyлятopoв зaдeйcтвyeтcя coвepшeннo инaя тeхнoлoгия, чeм для клaccичecких бaтapeй cвинцoвo-киcлoтнoгo типa. Ocoбым плюcoм AКБ AGM являeтcя oтcyтcтвиe нe coвceм бeзoпacнoгo элeктpoлитa, cпocoбнoгo пpинecти пoтpeбитeлю pяд дoпoлнитeльных хлoпoт и пpoблeм пpи экcплyaтaции, электролит всётаки есть, применяется в внутри и является «структурированным», он находится на специальных «пропитанных» матах, а не в «свободном» жидком состоянии, как у обычной батареи, причем жидкость как бы заперта в этих матах. В остальном мало отличий от технологии EFB.

 Аккумуляторы GEL (расшифровывается как Gelled Electrolite — желеобразный электролит, англ., или просто гелеобразный электролит).  

   В качестве электролита используется кислота, связанная стабилизатором, называемая силикагелем. Силикагель в желеобразном виде находится между металлическими пластинами. Благодаря тому, что силикагель фактически занимает все пустое пространство между металлическими пластинами, осушение и осыпание пластин становится невозможным (так называемые — космические технологии).

GEL аккумулятор

 

Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов:

К достоинствам гелевых аккумуляторов стоит отнести:

  • продолжительный срок эксплуатации (около 10 лет);
  • большое количество циклов зарядов-разрядов;
  • до 400 полных разрядов;
  • нет необходимости срочно заряжать источник питания в случае его глубокого разряда;
  • небольшие потери ёмкости в случае простоя АКБ (около 20% в год);
  • прочность и надёжность этого вида источников питания за счёт качественных комплектующих;
  • высокая эффективность при малом внутреннем сопротивлении;
  • не требуют обслуживания;
  • отличаются безопасностью эксплуатации за счёт непроницаемости корпуса.

К недостаткам аккумуляторов, изготовленных с помощью гель-технологий:

  • При зарядке источника питания следует контролировать подаваемое напряжение. Если превысить допустимое значение, то начнётся процесс разрушения компонентов.
  • Чувствительность гелевых АКБ к низким температурным режимам из-за застывания электролита и ухудшения его свойств.
  • Чувствительность батарей к коротким замыканиям.
  • Высокая стоимость по сравнению со свинцово-кислотными АКБ.

 

Последний пункт самый важный, выше перечисленные АКБ (EFB, AGM) стоят на нашем рынке в 4 в 5 раз дешевле.

Поэтому решать Вам, стоит ли покупать GEL АКБ, если при правильной эксплуатации и другие АКБ дают 5 — 10 лет службы.

 

Далее о зарядки новых АКБ и выборе зарядного устройства перейти на стр. здесь