ГЗШ, защитная шина РЕ и нулевая шина N

        Прежде чем перейти к выбору:  ГЗШ (главная заземляющая шина), шине заземления РЕ и нулевой (рабочей) шине N, разберемся с обозначением системами заземления: ТN-С, ТN-S, ТN-С-S, ТТ; а так же с обозначениями PE и N — проводниками,   в     ПУЭ 7-го  (пп. 7.1.36, 7.1.45).

Главная заземляющая шина (определение по ПУЭ):

1.7.119. Главная заземляющая шина может быть выполнена внутри вводного устройства электроустановки напряжением до 1 кВ или отдельно от него. 
Внутри вводного устройства в качестве главной заземляющей шины следует использовать шину РЕ. 
При отдельной установке главная заземляющая шина должна быть расположена в доступном, удобном для обслуживания месте вблизи вводного устройства. 
Сечение отдельно установленной главной заземляющей шины должно быть не менее сечения РЕ (pen)-проводника питающей линии. 
Главная заземляющая шина должна быть, как правило, медной. Допускается применение главной заземляющей шины из стали. Применение алюминиевых шин не допускается. 
В конструкции шины должна быть предусмотрена возможность индивидуального отсоединения присоединенных к ней проводников. Отсоединение должно быть возможно только с использованием инструмента. 

Рис. 1

В местах, доступных только квалифицированному персоналу (например, щитовых помещениях жилых домов), главную заземляющую шину следует устанавливать открыто. В местах, доступных посторонним лицам (например, подъездах или подвалах домов), она должна иметь защитную оболочку — шкаф или ящик с запирающейся на ключ дверцей. На дверце или на стене над шиной должен быть нанесен знак рис. 1. 

Назначение главной заземляющей шины (ГЗШ):

 

   ГЗШ — шина, являющаяся частью заземляющего устройства (см. знакпримечание ниже)
электроустановки до 1 кВ и предназначенная для присоединения нескольких проводников с целью 
заземления и уравнивания потенциалов в каждой электроустановке здания, которая соединяет между собой следующие проводящие части:

Рис. 1 Общий вид щита ГЗШ

  •     Заземляющий проводник, присоединенный к естественному или искусственному заземлителю (если заземлитель имеется).
  •     Металлические трубы коммуникаций, входящих в здание (трубы горячего и холодного водоснабжения, канализации, отопления, газоснабжения и т.п.).
  •     Металлический каркас здания.
  •     Металлические части централизованных систем вентиляции и кондиционирования.
  •  При наличии децентрализованных систем вентиляции и кондиционирования металлические воздуховоды следует присоединять к шине РЕ шкафов питания кондиционеров и вентиляторов.
  •      Систему молниезащиты.
  •   Заземляющий проводник функционального (рабочего) заземления, если такое имеется и если отсутствуют ограничения на присоединение цепей функционального заземления к заземляющему устройству защитного заземления.

А так же ГЗШ может быть использована для разрыва цепи заземляющего устройства, с целью измерения сопротивления растеканию тока.

Структура условного обозначения  ГЗШ – ХХ – УХЛ4 ТВ:

Общий вид ГЗШ:
     
Как уже отмечалось ранее, ГЗШ может быть выполнена внутри вводного устройства и отдельно от него, может устанавливаться как открыто (при условии доступа только квалифицированному персоналу), так и закрыто, выполнена из меди или из стали (см. Рис.2). Применение алюминиевых шин не допускается. При этом предусматривается  обязательная возможность индивидуального отсоединения присоединенных к ней проводников (т.е. каждый проводник крепится отдельно, отсоединение должно быть возможно только с использованием инструмента).

Рис. 2 (а) ГЗШ из меди

Рис . 2 (б) ГЗШ из стали

Рис. 2 (в) ГЗШ из горячеоцинкованной стали

 
   

 

 

 

 

 Шины заземления РЕ И N:

Шины применяются в производстве щитового оборудования для присоединения нулевых рабочих проводников (N) и проводников заземления защиты (PE) из меди, латуни и алюминия.

Пример ниже шины защитного заземления РЕ с токовой нагрузкой 63 А и креплением на Din-рейку:

Технические характеристики шины заземления РЕ (ток 63 А):

Вид шины заземления РЕ  (63 А) с креплением на DIN-рейку (рис. 3) и нулевой рабочей шины N (рис. 4):

Рис. 3

Рис. 4

 

 

 

 

 

 

    Далее рассмотрим:  (см. продолжение статьи)     Обозначения цветов изоляторов шин РЕ и N, назначение и определение шин РЕ и N и схемы соединения.

Примечание:

знакВ данной статье не рассматривается заземление и заземляющее устройство устройство, т.к. эти разделы опубликованы ранее на сайте, см.  статьи:   Заземление ЭУ      Паспорт заземляющего устройства.

Вернутся в раздел:       Электрика

Добавить комментарий